ОБРАЗ ДОСТОЕВСКОГО ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ И
ПОТОМКОВ
Образ гениальной творческой личности всегда обладает огромной
притягательной силой как для современников, так и для потомков.
Каким был этот человек в жизни? Как отразилась необыкновенная
природная одаренность во внешнем облике гениального человека?
Чем отличаются от обычных людей, среди которых они живут,
эти избранники? Как связаны характер великого человека и его
жизнь с его произведениями? Эти вопросы занимали и будут занимать
самых разных людей: от простых неискушенных читателей до ученых,
специалистов по психологии творчества, а также художников
последующих поколений, испытавших на себе воздействие творчества
великого предшественника.
Творчество Достоевского давно и прочно завоевало огромную
аудиторию читателей во всем мире. И чем больше проникаем мы
в его грандиозный художественный космос, тем чаще задумываемся
о самом создателе гениальных произведений.
Современники Достоевского оставили немало воспоминаний о
его характере, привычках, внешнем облике от юности и до последних
лет жизни. Собранные вместе, эти воспоминания порой поражают
своей противоречивостью. Так, А.Е.Ризенкампф вспоминал, что
Федор Михайлович "… был в молодости довольно кругленький,
полненький, светлый блондин, с лицом округленным и слегка
вздернутым носом". Но А.Я.Панаева, встречавшая Достоевского
в те же годы, писала, что он "был худенький, маленький, белокурый".
А доктор С.Д.Яновский запомнил его таким: "роста он был ниже
среднего, кости имел широкие и в особенности широк был в плечах
и в груди…". Трудно объяснить такое расхождение в восприятии
одного и того же человека разными людьми. Возможно, на общее
впечатление от физического облика Достоевского оказывала влияние
его "несветскость", некоторая нервозность, застенчивость,
особенно в молодые годы.
По многим воспоминаниям можно увидеть, что первое впечатление
при встрече с Достоевским порой почти разочаровывало: внешность
неброская, не аристократичная, в лице было что-то болезненное
- эта особенность отмечена почти всеми мемуаристами.
Такое сложное и не очень отрадное впечатление Достоевский
произвел и на Анну Григорьевну Достоевскую (Сниткину), когда
она впервые, 4 октября 1866 г., пришла к нему для стенографической
работы. Двадцатилетней девушке Достоевский показался старым,
больным человеком. Он тут же подтвердил последнее впечатление,
сообщив о том, что страдает эпилепсией и что недавно перенес
припадок. К тому же он был рассеян, несколько раз переспрашивал
свою будущую помощницу, как ее зовут. "Я вышла от Достоевского
в очень печальном настроении. Он мне не понравился и оставил
тяжелое впечатление," - вспоминала Анна Григорьевна много
лет спустя о первом знакомстве со своим мужем.
Однако как в молодости, так и в зрелые годы Достоевского
эти первые впечатления от внешнего облика писателя вытеснялись
у его собеседников, когда они от чисто внешнего знакомства
переходили к более глубокому общению. Тогда открывалась внутренняя
значительность, уникальность личности Достоевского и в новом
свете воспринимался и внешний облик писателя. Так, С.Д.Яновский,
один из самых преданных друзей юности Достоевского писал:
"Его обширный, сравнительно с величиною всей головы, лоб,
резко выделявшиеся лобные пазухи и далеко выдавшиеся окраины
глазниц, при совершенном отсутствии возвышений в нижней части
затылочной кости, делали голову Федора Михайловича похожей
на Сократову.
" Противоречие между внешней "обыкновенностью" и глубокой
одухотворенностью облика Достоевского подчеркнуто в воспоминаниях
Вс.Соловьева: "Передо мною был человек небольшого роста, худощавый,
но довольно широкоплечий, казавшийся гораздо моложе своих
пятидесяти двух лет, с негустой русою бородою, высоким лбом,
у которого поредели, но не поседели мягкие, тонкие волосы,
с маленькими, светлыми карими глазами, с некрасивыми и на
первый взгляд простым лицом. Но это было только первое и мгновенное
впечатление - это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в
памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной, духовной
жизни". Это описание согласуется и с портретными зарисовками,
оставленными другими мемуаристами (А.Е.Врангелем, Н.Н.Фон-Фохтом,
В.В.Тимофеевой-Починковской и др.).
Современники Достоевского, которым довелось лично знать
писателя, напряженно вглядывались в черты его лица, стараясь
прочитать тайну личности великого человека. Потомки вглядываются
в сохранившиеся фотопортреты, вчитываются в строки воспоминаний,
изучают по ним его облик, привычки, манеру говорить, читать
стихи, вглядываются в его рукописи, стараясь по черновым наброскам,
по особенностям почерка понять тайну творческого процесса.
При жизни Достоевского были сделаны портреты писателя художниками-современниками:
К.Трутовским, В.Перовым, Дмитриевым-Кавказским. Наряду с фотографическими
изображениями они дают нам представление о внешнем облике
писателя, но в то же время в большей степени приоткрывают
его сложный и напряженный внутренний мир.
Эти прижизненные изображения (фотографии и художественные
портреты) наряду с мемуарной литературой всегда служили основой
для создания портретов писателя художниками и скульпторами
многих поколений вплоть до сегодняшнего дня. Однако эти работы,
хотя и называются нередко портретами Достоевского, все-таки
по большей части портретами в строгом смысле слова (как например,
классический портрет работы В.Перова) не являются. В творчестве
многих художников ХХ века образ Достоевского нередко приобретает
обобщающее символическое значение.
Так, в портрете работы В.Фалилеева (1921) подчеркнуто внутреннее
напряжение мысли художника, создателя "Братьев Карамазовых",
пророка и мыслителя: при внешней узнаваемости, в портрете
доминируют те черты, которые не может передать фотография.
Такую символизацию образа писателя можно найти и в работах
Э.Неизвестного, Г.Гликмана, Ю.Селиверстова, Г.Неменовой и
др. Многие портреты Достоевского, выполненные художниками
и скульпторами ХХ века, существуют в неразрывной связи с творческим
миром писателя, иногда он предстает в окружении своих героев,
иногда его образ представлен несколькими персонажами (автолитография
В.Мишина). Индивидуальным прочтением судьбы писателя отмечены
графический лист Ю.Брусовани, рельеф из дерева И.Князева,
бронзовая модель памятника Достоевскому П.Шевченко. В ироническом,
"антипафосном" контексте определенного пласта современного
искусства прочитываются работа В.Голубева "Достоевский и Гоголь
любят русский народ" и серия рисунков Ю.Никитина из книжки
"Хармсиада". Сохраняется у художников и желание осмыслить
личность писателя сквозь призму традиционных, но не исчерпавших
себя формул ("певец униженных и оскорбленных", "самый петербургский
писатель"). В этом семантическом поле создано немало самых
разных работ, которые выполнены в духе и стиле разных художественных
направлений (портреты И.Иванова, Сотникова, Семенова).
Нередко можно слышать, что тот или иной портрет Достоевского
больше говорит нам о художнике, нежели о предмете его изображения.
Сам по себе этот факт достаточно значим: ведь только то, что
оставляет сильный и глубокий след в творческом сознании, может
побудить художника к самовыражению.
Живописные, графические, скульптурные портреты Достоевского,
собранные вместе, дают возможность по-новому взглянуть на
то, как многообразно восприятие Достоевского в художественном
сознании на протяжении более ста лет.
|